Блог психолога Славы Донина

Я думаю, что мой ребенок может быть аутичным… что теперь?

Аутизм Переводы
Помните о том, что РАС – это разница в структуре головного мозга.

Получение диагноза аутизм не означает, что с ребенком что-то не так. Ваш ребенок по-прежнему такой же чудесный малыш. Попробуйте найти специалиста, который проведет диагностику: изучите отзывы, опыт работы с аутичными детьми и подростками, оцените свои ресурсы. Диагноз может помочь вашему ребенку в получении поддержки и доступа к сервисам, в которых он может нуждаться. В целом, понимание нейротипа вашего ребенка поможет вам как родителю. Ваш ребенок также заслуживает знать и понимать отличие своего мозга по мере взросления.

Аутизм – это комбинация характеристик.
Язык:
- задержка речи;
- ограниченный словарный запас или его отсутствие;
- эхолалия;
- может дать название картинкам, но затрудняется с выражением своих нужд и желаний;
- путаница местоимений;
- минимальное использование жестов (бывает и чрезмерное использование).
Социальные отличия:
- непостоянство зрительного контакта (чрезмерный, недостаточный или хаотичный);
- сложности с взаимодействием с ровесниками, легче дается контакт со знакомыми и просто взрослыми людьми;
- может быть склонность к игре в одиночестве;
- трудности в принятии участия в беседе.
Повторяющееся поведение:
- может предпочитать делать вещи одним и тем же способом, трудности с переменами;
- может играть одним и тем же способом (разбивать машинки или выстраивать ряды из игрушек и предметов) или затрудняться с ролевыми играми;
- часто имеет предпочтения в конкретных темах, игрушках или интересах.
Сенсорные отличия:
- избирательность в еде;
- может быть чувствительным к громким звукам и скоплению людей;
- может ненавидеть мытье головы, стрижку волос и ногтей;
- может любить врезаться в предметы и людей, предпочитать ощущение сдавливания (к примеру, крепкие объятия);
- руки «крылышки», прыжки.

Задержка речи vs аутизм
Задержка речи:
- язык формируется в типичной манере, но с отложенными временными периодами;
- обычно имеет сильное совместное внимание и использует жесты для помощи в коммуникации;
- сигнализирует о своем интересе в предметах и инициирует совместную активность и игру;
- игра формируется и развивается в типичной манере (незанятая игра – 0-3 месяца; одиночная игра – 0-2 года; игра под присмотром – 2 года; параллельная игра – 2-3 года; ассоциативная игра – 2-3 года; кооперативная/социальная игра 4-6 лет);
Аутизм:
- язык часто имеет «осколочные» навыки; может иметь хороший навык в названии предметов, но затрудняться с просьбами или гибкостью в коммуникации;
- часто имеет ограниченный набор жестов, разница в совместном внимании (когда один человек намеренно координирует свой фокус внимания с другим человеком, подразумевает двух людей, который уделяют внимание одному и тому же намеренно или по социальным причинам);
- часто наблюдается эхолалия (повторение звуков, фраз; может быть отложенной), скриптинг (шаблоны для разговора), повторные формулировки после 2.5 лет;
- может не контролировать свой тон или использовать нетипичный тон голоса (повышенный или пониженный);
- разница в социализации, повторяющееся поведение, специальные (ограниченные) интересы и сенсорные особенности.
Если кто-то думает, что диагностика РАС необходима, то так и есть.