Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем разрабатывается Всемирной организацией здравоохранения. На территории России с 1 января 2022 года действует МКБ-11, переход со старого пересмотра МКБ-10 планируют завершить через четыре года.
В раздел психических, поведенческих расстройств и нарушений нейропсихического развития МКБ-11 входят синдромы, характеризующиеся клинически значимым нарушением в познании, эмоциональной регуляции или поведении человека. Эти нарушения отражают психологические, биологические или связанные с развитием процессы, лежащие в основе психического и поведенческого функционирования. Они обычно связаны с дистрессом или ухудшениями в личной, семейной, социальной, учебной, профессиональной или других важных сферах функционирования.
Нарушения нейропсихического развития (neurodevelopmental disorder) — это поведенческие и когнитивные расстройства, возникающие в ходе онтогенетического развития и связанные со значительными трудностями в освоении и выполнении определенных интеллектуальных, двигательных, речевых или социальных функций. Дефицит поведенческих и когнитивных функций характерен для многих психических и поведенческих расстройств, которые могут возникнуть в ходе развития человека (таких как шизофрения, биполярное расстройство). Но в группу нарушений нейропсихического развития включаются только расстройства, основные особенности которых относятся к нейропсихическому развитию. Предполагаемая этиология нарушений нейропсихического развития сложна и во многих отдельных случаях неизвестна.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется стойким (не менее 6 месяцев) паттерном нарушений внимания и / или особенностей поведения по типу гиперактивности-импульсивности, имеющим прямое негативное влияние на учебное, профессиональное или социальное функционирование. Значительные симптомы нарушения внимания и / или гиперактивности-импульсивности появляются в возрасте до 12 лет, обычно в дошкольном или начальном школьном периоде. При этом человек может впервые попасть в поле зрения специалистов позже. При СДВГ степень выраженности нарушений внимания и особенностей поведения по типу гиперактивности-импульсивности превышает нормативные значения в соответствии с возрастом и уровнем интеллектуального развития.
Нарушением внимания называют
В раздел психических, поведенческих расстройств и нарушений нейропсихического развития МКБ-11 входят синдромы, характеризующиеся клинически значимым нарушением в познании, эмоциональной регуляции или поведении человека. Эти нарушения отражают психологические, биологические или связанные с развитием процессы, лежащие в основе психического и поведенческого функционирования. Они обычно связаны с дистрессом или ухудшениями в личной, семейной, социальной, учебной, профессиональной или других важных сферах функционирования.
Нарушения нейропсихического развития (neurodevelopmental disorder) — это поведенческие и когнитивные расстройства, возникающие в ходе онтогенетического развития и связанные со значительными трудностями в освоении и выполнении определенных интеллектуальных, двигательных, речевых или социальных функций. Дефицит поведенческих и когнитивных функций характерен для многих психических и поведенческих расстройств, которые могут возникнуть в ходе развития человека (таких как шизофрения, биполярное расстройство). Но в группу нарушений нейропсихического развития включаются только расстройства, основные особенности которых относятся к нейропсихическому развитию. Предполагаемая этиология нарушений нейропсихического развития сложна и во многих отдельных случаях неизвестна.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется стойким (не менее 6 месяцев) паттерном нарушений внимания и / или особенностей поведения по типу гиперактивности-импульсивности, имеющим прямое негативное влияние на учебное, профессиональное или социальное функционирование. Значительные симптомы нарушения внимания и / или гиперактивности-импульсивности появляются в возрасте до 12 лет, обычно в дошкольном или начальном школьном периоде. При этом человек может впервые попасть в поле зрения специалистов позже. При СДВГ степень выраженности нарушений внимания и особенностей поведения по типу гиперактивности-импульсивности превышает нормативные значения в соответствии с возрастом и уровнем интеллектуального развития.
Нарушением внимания называют
значительные трудности концентрации на задачах, не представляющих явного интереса или не сулящих частых поощрений,
повышенную отвлекаемость
и проблемы с самоорганизацией.
Гиперактивность означает избыточную двигательную активность и трудности с сохранением неподвижности, что наиболее заметно в структурированных ситуациях, требующих поведенческого самоконтроля.
Импульсивность означает склонность немедленно действовать в ответ на новые стимулы, не обдумывая и не принимая во внимание риски и последствия. Соотношение и конкретные проявления нарушений внимания и особенностей поведения по типу гиперактивнсти-импульсивности различаются у разных людей и могут меняться в процессе развития. Для установления диагноза СДВГ проявления нарушений внимания и / или особенности поведения по типу гиперактивности-импульсивности должны быть явными в различных ситуациях или условиях (например, дома, в школе, на работе, при общении с друзьями или родственниками), различаясь в зависимости от структуры и требований окружения. При этом имеющиеся симптомы не объяснимы в большей мере наличием другого психического, поведенческого расстройства или нарушения нейропсихического развития и не связаны с возействием психоактивных веществ или лекарств.
Диагноз СДВГ устанавливает врач-психиатр.
Текст составлен в ознакомительных целях, ВОЗ не несёт ответственности за его содержание или точность перевода. Выбор некоторых терминов основан на книге МКБ-11. Глава 06.
Гиперактивность означает избыточную двигательную активность и трудности с сохранением неподвижности, что наиболее заметно в структурированных ситуациях, требующих поведенческого самоконтроля.
Импульсивность означает склонность немедленно действовать в ответ на новые стимулы, не обдумывая и не принимая во внимание риски и последствия. Соотношение и конкретные проявления нарушений внимания и особенностей поведения по типу гиперактивнсти-импульсивности различаются у разных людей и могут меняться в процессе развития. Для установления диагноза СДВГ проявления нарушений внимания и / или особенности поведения по типу гиперактивности-импульсивности должны быть явными в различных ситуациях или условиях (например, дома, в школе, на работе, при общении с друзьями или родственниками), различаясь в зависимости от структуры и требований окружения. При этом имеющиеся симптомы не объяснимы в большей мере наличием другого психического, поведенческого расстройства или нарушения нейропсихического развития и не связаны с возействием психоактивных веществ или лекарств.
Диагноз СДВГ устанавливает врач-психиатр.
Текст составлен в ознакомительных целях, ВОЗ не несёт ответственности за его содержание или точность перевода. Выбор некоторых терминов основан на книге МКБ-11. Глава 06.


