Перевод: Anastasia Surkova
Критерий А:
"
А1. Трудности в социально-эмоциональной взаимности
Примеры:
• склонность к эффекту уплощения/ монотонному голосу
• трудности с инициированием разговора (вне темы интересов)
• трудности со смолтоками (могут использовать выученные линии коммуникаций и описывать их как "смущающие" и "мучающие")
• трудности с окончанием и продолжением диалога (особенно в контексте смол токов)
А2. Трудности с интуитивным пониманием невербальных социальных ключей (язык тела, жесты)
* многие могут аналитически расшифровывать эти вещи через использование префронтальной коры, но не делают это интуитивно с помощью височной доли
•Склонность к минимализации общения через выражение лица/ жесты. Не любит зрительный контакт
* могут быть чрезмерно драматичны в жестах, особенно если есть театральное образование или театр - их специнтерес
•Трудности с контролем и/или громкостью голоса
•Вербальное и невербальное представление о себе фрагментировано
А3. Трудности в развитии, поддержании и понимании отношений:
•Трудности в инициации и развитии дружбы с нейротипиками, в её поддержании (вне зоны СИ, ценностей и аутичной коммуникации)
•Трудности с общением, в котором есть воображаемые роли (общие групповые проекты, где требуется высокая взаимоотдача)*
•Трудности с изменением контекста**
*исследования показывают, что аутичные девушки часто имеют меньше проблем с заведением друзей, но у них есть трудности с поддержанием этих отношений
**изменение контекста относится к способности понимать контекстный язык, тон голоса, язык тела и общие пути перехода от одного контекста к другому (как вести себя в школе/ в магазине/ на вечеринке)
Критерий В. "Ограниченное, повторяющееся поведение, интересы или занятия, проявляющиеся в виде хотя бы двух следующих признаков. (2 из 4х субкатегорий должны быть представлены в категории В) "
В1. "Стереотипные или повторяющиеся двигательные движения, использование объектов или речи"
Примеры: стимминг или эхолалия, повторение одних и тех же фраз, расставление объектов/ игрушек в линию, создание сложных систем организации или коллекций. Эти занятия используются в качестве самоуспокоения
В2. "Приверженность к постоянству, негибкое поведение по отношению к рутине или ритуалы вербального\невербального поведения"
Ощущение безопасности в рутине. Трудности с неожиданными изменениями (в частности если они не инициированы самим аутичным человеком).
В3. "Гипер- или гипочувствительность к сенсорной информации или необычные для окружения интересы в сенсорных аспектах"
Например, сенсорная чувствительность к звукам, свету, прикосновениям текстурах еды или вкусу ИЛИ гипочувствительность (уменьшенная реакция) ко всему перечисленному
•Интерес к визуальным паттернам, стремление получить тактильный опыт ( трогает поверхности, нюхает объекты).
Примечания доктора Neff: интересы, включающие в себя ориентированность на культуру, социальную справедливость или гуманистически направленные могут быть смешанными, однако их интенсивность\ идентификация с интересом очень заметна. Когда наблюдается вдобавок СДВГ, интересы могут меняться быстрее, но интенсивность остается такой же
Также должны наблюдаться критерии С-Е:
Критерий С
Симптомы черты должны быть представлены в ранние периоды жизни ( но могут не полностью проявляться, пока социальные требования не превышают ограниченные возможности, или могут быть замаскированы выученными стратегиями в течение жизни)
Критерий D
"Черты причиняют клинически значимое ухудшение в социальной, профессиональной или другой важной области жизни, затрагивающей функционирование"*
Примечания доктор Neff: обратите внимание, что там написано "или другой важной области жизни, затрагивающей функционирование". Ментальное и эмоциональное здоровье также входит в область функционирования! Этот язык оставляет открытым для клинического рассмотрения влияния особенностей на личное эмоциональное и ментальное самочувствие. Это критично, когда мы говорим об аутичном человеке с высоким уровнем маскинга
Критерий Е
"Эти нарушения не объясняются умственной отсталостью или общим расстройством развития"